ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты

«Элементарное музицирование» как система воспитания и обучения детей музыке выстроена мной на основе психолого-педагогической системы «Развивающее обучение» Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Она является синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодая и Б. Бартока в Венгрии, К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, Ж.-Далькроза в Швейцарии, Пьера ван Хауве в Голландии. Основной показатель их музыкально-педагогических концепций состоит в переносе внимания на музыкальное воспитание, в основе которого лежит принцип коллективного музицирования.

Музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребёнка не только музыкальных, но, главным образом, общих способностей. В то же время дети научаются свободно читать и петь по нотам, свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре.

При таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями вовсе не в результате специальных сознательных усилий (с целью чему-то определённому научиться), а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно — незаметно для самого себя. Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, чем работу. Но внутри такой работы постепенно созревают основные музыкальные способности.

Зачем нужна музыка «физику»?

На очередном занятии я пытаюсь сформировать у детей представление о музыкальном квадрате. Мы приходим к выводу, что музыкальный квадрат можно определить по динамике (громко-тихо), по акценту, по гармонии и по счету. Не хватает последнего определения. Мы вновь и вновь воспроизводим музыкальный квадрат в движении, находим известное, и нам кажется, что все сказано, что больше нечего сказать. И вдруг одна малышка неуверенно заявляет: «Я его чувствую». И тогда я задаю себе вопрос, а нужно ли чувствовать «физику» при погружении в решение учебной физической задачи. И отвечаю, что нужно. Но часто ли на учебных предметах естественнонаучного цикла учитель пользуется этим ненаучным термином? Часто ли он предлагает на своем предмете представить себе то, что еще выступает так призрачно, так неопределенно? Обращается ли он к воображению, понимая, что без него невозможно подойти к освоению своего предмета творчески?

Мне кажется, что вопрос о развитии воображения на предметах естественнонаучного цикла не стоит по двум причинам. Во-первых, потому что эти предметы до сих пор «не нуждаются» в воображении, а во-вторых потому, что эти предметы и не призваны развивать воображение. Учителям этих предметов трудно представить, что их творческая работа на занятиях зависит от предметов эстетического цикла, которые призваны воспитывать богатейшие формы воображения, а вот воображение служит глубинной психологической основой развития творчества, развития способности ученика творчески решать те же физические учебные задачи.

Средства музыки воспитывают богатейшие формы воображения, а воображение, в свою очередь, служит глубинной психологической основой всех форм мышления, всех видов мышления, в том числе и научного. Средства музыки совершенствуют не только мышление, но и взаимоотношения между людьми, с выходом на нравственные позиции.

Однако, создавшийся приоритет предметов естественнонаучного цикла давно вытеснил предметы эстетического цикла в сферу досуга и лишил их того серьезного значения, которое в них заложено. С другой стороны — сами предметы эстетического цикла проводятся по остаточному принципу, и потому не несут творческого характера.

Мне это особенно бросается в глаза. Молодые мамы, которые приходят ко мне на музыкальные занятия с детьми от 6 месяцев и до трех лет, способны помочь свому малышу научиться читать, писать и считать, но чувствуют и видят, что их малышкам этими делами заниматься пока рановато. А вот помочь им в музыке, к которой дети этого возраста особенно предрасположены, они не могут. Даже те, кто окончил музыкальные школы, училища и даже высшие музыкальные курсы, перед детьми этого возраста оказываются беспомощными. Они не могут с ними музицировать, т.е. свободно, непроизвольно со стороны обоих общаться на музыкальном материале с учетом возраста и опыта обеих сторон.

Возникает вопрос: если творческие способности формируются на предметах эстетического цикла, то как это происходит и должно происходить на музыкальных занятиях?

Музыка для счастья

Складывание музыкальной системы «Элементарное музицирование» началось у меня в середине шестидесятых годов, по окончании Московской консерватории.

Сразу после окончания московского хорового училища в 1957 году, я одновременно работал в музыкальной и общеобразовательной школе (сначала в г. Находке Приморского края, а потом в Подмосковье и в Москве). Там я ощутил, с какими трудностями сталкиваются школьники на уроках музыки, особенно при освоении музыкальной грамоты.

Поэтому я решил составить такую программу музыкального обучения, которая стала бы доступна всем детям, независимо от их способностей. Я хотел, чтобы любой ребёнок, даже с некоторыми физиологическими и психическими дефектами, мог свободно музицировать; чтобы, придя домой, все члены семьи, могли взять музыкальные инструменты, открыть сборник с красивыми и несложными пьесами и, по нотам, «с листа», исполнить .Многие люди, с которым я встречался, говорили мне, что если бы они имели способность сыграть пусть на самом простом музыкальном инструменте простую мелодию — они были бы счастливы. Для того, чтобы они получили такую возможность я и принялся за создание соответствующей учебной музыкальной дисциплины. Но...

Моя идея оказалась не нова. Встреча в начале семидесятых годов с голландским педагогом-музыкантом Пьером ван Хауве, автором замечательной музыкальной системы «SpielenmitMusik» показала, что такая система музыкального обучения в целом разработана. Созданы институты и школы обучения детей музыки в разных странах на основе музыкальных систем «Шульверк» Карла Орфа (Австрия), «Енек цене» Золтана Кодая (Венгрия). Во многих странах учатся по музыкальной системе Пьера ван Хауве. Суть обучения музыки на основе этих систем состоит в том, что их авторы создали такой учебный процесс, который позволяет детям с первого занятия приобщиться к той радости, которая может быть доступна лишь опытным музыкантам после долгих лет учебы. Ценность этих систем в том, что дети, став взрослыми, свободно поют и играют по нотам, отдают предпочтение музицированию в ансамбле.

Но мне и это оказалось недостаточным. За правильно организованным учебным музыкальным материалом почти не «просматривался» ребёнок. Поэтому в 1977 году я оставил работу в музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова и стал изучать законы развития ребёнка в НИИ общей и педагогической психологии, в лаборатории младшего школьника под руководством В. В. Давыдова.

Что же в итоге

В результате теоретической и практической работы в институте и экспериментальной общеобразовательной школе № 91 была создана программа музыкального воспитания детей младшего школьного возраста «Элементарное музицирование» (1977 г.).

Все последующие годы эта программа совершенствовалась и расширялась, охватывая весь период детства, от рождения и до окончания школы.

Весь учебный процесс теперь делится на две части.

В первой части дети осваивают язык музыки. Обучение детей музыке с рождения и до младшего школьного возраста включительно делится на три периода: 1-й — до трёх лет; 2-й — до шести лет, 3-й период относится к музыкальным занятиям младших школьников.

Вторая часть — освоение музыки на материале произведений искусств. Охватывает весь период обучения школьников средних и старших классов, вплоть до окончания школы.

Расширились цели и задачи музыкального образования детей, которые я вижу в формировании музыкальной культуры и развитии у молодого человека творческого потенциала, который даст ему возможность занимать свои жизненные позиции на основе красоты.

Весь учебный материал был апробирован в общеобразовательных и музыкальных школах в разных городах России и «ближнего зарубежья».

Результаты работы обширны, и о них уже можно говорить.

Младшие школьники овладевают музыкальным языком в его исходных формах, что позволяет им петь и играть устно и по нотам, музицировать в ансамбле. Они играют на блокфлейте и орф-инструментах, соло и в ансамбле, обладают способностью самостоятельно овладеть новым несложным для них музыкальным инструментом. В более старшем возрасте дети уже самостоятельно разбираются и воспринимают музыкальное произведение с партитурой в руках, ориентируются в разных музыкальных культурах. Им становится доступной классическая музыка, потому что у них развивается художественное чувство на уровне произведений классиков. Став взрослыми и являясь носителями музыкальной культуры, они обладают способностью передать эту культуру своим детям.

 

Лев Виноградов

*статья предоставлена агенством образовательного сотрудничества  www.setilab.ru
Hosted by uCoz