«Музицирование как деятельность общения»
Так называется программа музыкального воспитания, созданная Львом Вячеславовичем Виноградовым
Музицирование — (от немецкого musizieren — заниматься музыкой) — исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала; в болеё широком понимании — вообще игра на музыкальном инструменте. /Энц. Муз. словарь. Изд-во «Сов. Энц.» М., 1966/.
Высшая форма деятельности
В современной музыкальной литературе музицирование как понятие существует, но официальным термином не является и как деятельность не учитывается, так как под музицированием, подразумевается определённая, не имеющая особого значения, форма проведения времени за роялем, в кругу друзей, в музицировании «для себя».
Сегодня, в нашей среде, музицирование дома при встрече друзей практически свелось на нет. Однако в музыкальной исполнительской практике на протяжении всей истории развития музыки этому понятию придавалось более емкое содержание.
Музицирование оценивалось как высшая форма музыкальной деятельности. На основе музицирования существовали народные музыкальные традиции, в среде интеллигенции — музыкальные салоны, домашнее музицирование и др. Про исполнительский стиль С. Т. Рихтера говорили, что его игра выше всякой техники и выше всякой интерпретации, что Рихтер не исполнял, он музицировал. И не только Рихтер. И. Стравинский предлагал обучать детей музыке вне условий традиционных форм классных уроков, а в характере музыкального салона, то есть — музицирования.
Музицирование — это общение музыкальными средствами. Моя методика именно об этом.
Обычно детей учат петь, играть на музыкальных инструментах, обучают нотной грамоте, беседуют о музыке, но не учат искусству музыки. В обычном представлении «музыка» невольно ассоциируется с уже созданным музыкальным произведением и его автором. Но музыка может быть сама представлена как единый предмет, потому что она сама и есть единый предмет. Перефразируя слова Г. Г. Нейгауза о пианистах, можно сказать, что если педагог по музыке и его ученики изучают не музыку, а композиторов и их произведения, то им надлежит обоим учиться музыке у какого-нибудь третьего лица, именно у преподавателя музыки.
Откуда взять таланты
Задачей постижения музыки является проблема постижения её языка и формирования образного художественного мышления. Эту задачу можно решить только в общеобразовательной школе.
На кого работает общеобразовательная школа и на кого она призвана работать? На вузовцев, на талантливых, или на обычных? Не все люди способны осилить высшее образование. Единицы обладают талантом. А если иметь в виду «простых» людей, которых большинство, не отказывать им в творчестве?
Готовить всех к вузу общеобразовательная школа не может, программы для выращивания талантов у нее нет. На то она и общеобразовательная, чтобы работать на тех, кого больше, на «простых». Но в школе учатся и те, и другие; учатся все. Значит нужно говорить о такой форме обучения, где бы чувствовали себя комфортно все. Общеобразовательная школа должна готовить «почву, на основе которой могут процветать таланты» (Г. Г. Нейгауз).
Так вот — я о почве. Ведь разговор идет о развитии творческого потенциала, способности к творчеству во всех жизненных проявлениях. И способность эта всеобща, в ней нуждаются все в одинаковой степени. А значит, для этого и нужно наработать такой учебный процесс, создать такую педагогическую концепцию, которая бы отвечала требованиям всеобщности.
Общение как основа
Исторически в музыке сложились три основных вида музыкальной деятельности: исполнительская музыкальная деятельность на основе искусства интерпретации, музыкальная деятельность на основе искусства импровизации и музицирование как деятельность.
Не каждая из трёх видов музыкальной деятельности может стать музыкальной учебной деятельностью младших школьников (если мы ставим такие цели). Учебной деятельностью она может стать, если ей придать психологический статус, статус деятельности общения. Анализ показал, что лишь музицирование может быть такой деятельностью.
Музицирование старше других. Её история уходит в глубь веков практической музыкальной деятельности всех народов. Она имела устный характер и осуществлялась в условиях совместных действий.
Поэтому музыкальная учебная система и получила название — «Музицирование как деятельность общения».
На каждом возрастном этапе музицирование проявляется в зависимости от основного вида деятельности:
- до 9 месяцев — в форме привыкания к звукам.
- с 9 месяцев и до 3 лет — в форме организации равноправного совместно действия ребенка с родителем.
- с 3 до 6-7-лет — в форме игры с другими детьми и взрослым.
- в период младшего школьного возраста — в форме учебной деятельности, где учитель музицирует со школьниками.
- в подростковый период — в форме коллективного музицирования, где школьники музицируют с учителем.
Основным действием в музицировании выступает искусство импровизации, которое имеет те же характеристики.
Более развитую, но сложную для младших школьников форму музыкальной деятельности, исполнительскую музыкальную деятельность на основе искусства интерпретации (где мы «обнаруживаем» композиторов, их произведения, исполнителей и слушателей), мы отводим для музыкальных занятий школьников в средних и старших классах.
Музыкальная грамотность
Грамотность всегда связана с образованностью, но не наоборот. Необразованный, — значит, безграмотный. Ведь, если человек много прослушал разных книг (мама в детстве читала), познакомился с произведениями Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др., но не научился читать, писать (хотя трудно представить такого человека) , то вряд ли его можно считать образованным и грамотным. Если человек незнаком с цифрами, как можно считать его грамотным в математике?
Почему же тогда человека музыкально безграмотного можно считать музыкально образованным только потому, что ему сообщили в школе о наличии в человеческой среде композиторов, исполнителей и познакомили с фрагментами их произведений? Практика показывает, что сразу после окончания школы всё это успешно забывается. И даже хуже: перестаёт интересовать.
Что значит быть музыкально грамотным? Это значит обладать музыкальным чувством, иметь
- соответствующую координацию тела (музыкальную),
- чувство ритма,
- чувство мелодии (ладовое чувство),
- чувство гармонии,
- чувство музыкальной формы,
- оркестровое чувство.
Для музыкально безграмотного классическая музыка сложна, недоступна. Потому что опера, симфония, балет и другие профессиональные музыкальные формы — это не всеобщее достояние, не футбол и не шоу — это не элементарно.
Значит, если школа даст ребёнку музыкальную грамоту, тогда можно будет говорить о музыкальной образованности человека. Он пойдет в консерваторию, купит необходимые музыкальные произведения и соответствующие книги, потому что у музыкально грамотного человека есть в этом потребность.
Музыкальное образование ближе к музыкальной среде, чем к учебному процессу.