Развитие музыки в онтогенезе

Известно, что еще за несколько месяцев до рождения на ребенка воздействует внешний мир. А что в первую очередь? Звук! Это меня и удивило, и обрадовало. Опираясь на то, что уже было известно, я наметил пути развития музыки в онтогенезе.

Способность преобразовывать свой пока еще небольшой жизненный опыт музыкальными средствами по законам красоты и целесообразности возможна, если у ребенка развито воображение и фантазия. Благодаря воображению ребенок может воспроизвести воспринятый им материал. Причем воспроизведение представляется в воображении как нечто целое, содержательное — в виде образа.

Наша школа строится на развитии знаний, умений, навыков. Но осваивать математику и физику можно, если у тебя уже развито воображение, потому что сами эти предметы воображения не развивают.

Что развивает воображение? Предметы художественного цикла. Художественные предметы и предметы научного цикла должны быть до шестнадцати лет для ребенка равнозначимы. У нас этого в школьной практике нет, поэтому так мало творчески развитых людей.

Воображение развивается только в том случае, если в жизни ребенка появляются положительные эмоции и общение. И начинается это с трех лет. А что же до этого?


Как появляются положительные эмоции? Часов через девять после рождения ребенок начинает делать гримасы. Это не улыбка, но он говорит нам, что готов принять положительную эмоцию. Это начало общения, начало взаимодействия со взрослым миром.

В три месяца ребенок уже сознательно улыбается, дрыгает ручками и ножками — дескать, я еще хочу получать положительные эмоции. И вот тут я включаю некоторые музыкальные элементы. Беру малыша на руки и начинаю ритмично с ним играть, напевать, говорить каким-то птичьим языком. Не Моцарта «даю». Мне важно, чтобы он стал субъектом порождения в себе музыки.

В пять месяцев ребенок на звук родителей отвечает звуком, они вместе начинают гулить и переговариваться. В музыке это называется полифонией — двуголосьем. Конечно, это еще не музыка, но уже идет звуковой обмен, а это сигнал к общению. И вот уже в шесть, в девять месяцев малыш начинает включаться в новые формы музыки, но только в том случае, если он будет на руках у родителей.

До девяти месяцев дети с их молодыми родителями, которые приходят на мои занятия, выполняют все музыкальные движения, которые мы обычно делаем с первоклассниками общеобразовательной школы, занимающейся по моей программе. И ребенок всему этому радуется, он все это принимает, не капризничает. Ему приятно, что он равноправно общается с мамой, что он на руках. Постепенно он сползает с рук, они вместе прыгают через веревочку, стучат по музыкальным инструментам. У ребенка манипуляции происходят сначала ртом, а потом передаются в руки. А я их организую так, чтобы получилась какая-то песенка. Эта форма развивается, и они за три года прорабатывают весь материал, который я подготовил для семилетних. Но только ребенок прорабатывает это своеобразно — запечатлевает все формы музыкальной деятельности не в конкретных произведениях, а в целостности, в основных положениях музыки.

 

Лев Виноградов

*статья предоставлена агенством образовательного сотрудничества  www.setilab.ru
Hosted by uCoz