НАШЕ «ЗДРАВСТВУЙ»

Когда ребёнок входит в музыкальную комнату, я его встречаю.

- Поздоровайся, — говорит его мама.

Ребёнок ещё не говорит, поэтому, в лучшем случае, произносит какой-то неопределённый звук, жмётся к ногам матери или старается быстрее проскользнуть мимо меня в комнату.

Занятия закончились.

- Скажи «до свидания», — настойчиво напоминает ему мать.

На своих занятиях я предлагаю родителям использовать другие формы приветствия и прощания.


При встрече ребёнок мягко кладёт свою ладонь на мою, а потом молча проходит в музыкальную комнату.

Прощаясь, мы, встретившись взглядами, легко соприкасаемся ладонями. По тому, как смотрит на меня малыш, я могу догадаться, в каком он состоянии и как он меня воспринимает.

Всё это происходит молча: слова оказываются ненужными.

Родители предпочитают привычный способ формирования у ребёнка вежливости и настойчиво просят меня объяснить, почему я отдаю предпочтение другому способу. Моё объяснение не всех убеждает, но по ходу занятий постепенно они приходят к выводу, что мой способ предпочтительней. Ведь первый способ они предпочитали со своих, взрослых позиций, а второй легче предпочесть с позиции ребёнка.

Родители начинают понимать, что постоянное, настойчивое, много раз за день повторяемое: «скажи — «здравствуй»,»скажи — «до свидания» (так же как и «скажи — «спасибо», и ещё много других «волшебных» слов) в этом возрасте ребёнку порядком надоели. Надоели, как назойливые мухи, которых лучше или не замечать, или отмахнуться и убежать. Эти «волшебные» слова ребёнок уже хорошо знает, но у него нет желания ими пользоваться, потому что он ещё не научился говорить и плохо знает нового для него человека.

Постепенно у малыша формируется устойчивое отрицательное чувство к этим словам. Изо дня в день, из года в год оно растёт, крепнет и, как правило, вырастает в своеобразный протест: вместо того, чтобы с радостью, обменявшись взглядом, поздороваться со взрослым, ребёнок, опустив глаза, бормочет приветствие себе под нос или предпочитает перейти на другую сторону улицы.

Родители начинают догадываться, что ребёнок научится приветствовать, если сначала у него сформируется к этому акту положительное чувство. Но объяснить словами, рассказать об этом ребёнку, принудить, заставить это чувство появиться невозможно. Этому можно только научиться, и на каждом возрастном этапе ребёнок будет учиться этому по-разному.


Обычно приветствие и прощание людей осуществляется двумя способами: прикосновением и вербально (словесно).

До трёх лет ребёнку доставляет удовольствие прикосновение.

Ему ещё трудно смотреть в глаза малознакомому человеку и, тем более, внятно выговорить (он знает, что ещё плохо говорит) приветствие. Этому он учится на моих музыкальных занятиях.

Входя в комнату, он пробует смотреть мне в глаза, учится воздушно касаться моих ладоней своими ладошками. И, если на первых встречах он прячет от меня свои ладошки, то я не настаиваю, а жду, когда ему захочется выполнить приветствие. Но вот его ладошки легли на мои, и его губы растягиваются в улыбку.

При прощании он уже с большей охотой дотрагивается до моих протянутых ладоней своими ладошками и смотрит в глаза, устанавливая тем самым со мной какой-то понятный только ему контакт и убеждаясь, что всё в порядке.


Обладая опытом приветствия и прощания, ребёнок с 3-х лет уже свободно приветствует своих ребят по группе в детском саду и воспитателя. Но теперь он уже может приветствовать и вербально. Он научился говорить.


Младший школьник учится приветствовать учителя, встав из-за стола. Так положено, так делают все. Но по тому, как дети смотрят на учителя, всегда можно определить, приятно им само приветствие или нет.


Подросток (как и младший школьник) способен усвоить, что, увидев учителя, он может приветствовать его, называя по имени и отчеству, а если учитель не один, а вместе с коллегами, то приветствие должно относиться ко всем.


Молодые люди приветствуют друг друга (например, на свидании) жаркими объятиями, а взрослые — крепким рукопожатием или, если это подруги, лёгким касанием щёк.

Но во всех случаях прикосновение оказывается предпочтительней слов. Почему же тогда малышу, который ещё и говорить не умеет, постоянно твердят: «Скажи «здравствуй»» — и никто не предлагает руки?!

 

Лев Виноградов

*статья предоставлена агенством образовательного сотрудничества  www.setilab.ru
Hosted by uCoz