Мир «Представь себе...»

Известно общее положение: музыка начинается тогда, когда заканчивается слово.

Входя в комнату для музыкальных занятий, ребёнок оставляет за дверью реальный мир и входит в мир условностей — мир, который можно назвать «Представь себе».

СЛОВО И ЗВУК: ИСТОКИ ОБЩЕНИЯ

Слова здесь мешают.

Мешают, как может мешать во время звучания музыки покашливание, звук закрывающей двери или шуршание фантика при разворачивании конфеты.

Сначала молодые мамы во время занятий пытаются каждая своему ребёнку всё объяснить, внушить. При этом в комнате стоит невообразимый шум. Но проходит время, мамы убеждаются в бесполезности словесных объяснений, и тогда в комнате воцаряется деловая обстановка. Мамы, оставив «в покое» детей, увлекаются самими упражнениями: выполняют красивые движения, поют, играют на музыкальных инструментах. А дети, глядя на своих мам, «вдруг» включаются в общее действо.

Отвлекаясь от занятий, я с досадой думаю: почему будущих мам не учили этому до школы и в школе? Почему мама, родив малыша, оказалась неподготовленной к общению с ним? Ведь сначала малышу нужна не математика и не физика, а музыка.

А у родителей нет-нет, да возникает тревога: лишая ребёнка слова на занятии, не торможу ли я тем самым развитие его речи? Ведь в этом возрасте для него главное — научиться говорить, полагают они. Но постепенно, уже без моих объяснений, убеждаются, что, наоборот, мои занятия способствуют развитию речи, избавляют от её дефектов. И делают они это сами... с моей подсказкой. Они не учились этому в школе, поэтому учатся сейчас и тут же реализуют свои знания и умения в общении со своим ребёнком. К сожалению, не все.

К двум годам ребёнок «всё понимает», но ещё не говорит. У него хорошо развита мимика. Его движения и указующие жесты точны и понятны. Его попытки что-то сказать выливаются в звуки, которые можно назвать

ДЕЛОВОЕ ВЫТЬЁ И ВИЗЖАНИЕ

Звуки, которые издаёт ребёнок, изначально социальны и рассчитаны на общение. Это общение имеет деловой характер; поэтому я предлагаю издавать различные звуки: ш-ж, с-з, выть, кричать, визжать и т.д.

Дети принимают это не сразу. Сначала им нужно убедиться, что всё это принимают их родители, если они на деле пытаются доказать своим детям, что это интересно и важно. Только после моих и родительских стараний у детей, внимательно следивших за нашими действиями и убедившихся, что в них нет притворства, рождается желание следовать такому поведению старших. Дети постепенно включаются в равноправные совместные действия с мамами и друг с другом.

На занятиях я пробую задать множество голосовых звуков и их сочетаний, которые позволили бы ребёнку, с одной стороны, к трём годам говорить без дефектов, а с другой — ввести детей (и их родителей) в мир средств музыкальной выразительности. Причём организация учебных ситуаций при освоении голосовых звуков строится в форме моделирования музыкальных форм. Например,

УПРАЖНЕНИЕ СО СВЕЧОЙ

Все (мамы и дети) садятся на колени вокруг зажжённой свечи. Территория свечи ограничена гимнастическим обручем, куда никому заходить нельзя.

Наклонившись к свече, начинаем легко стучать кончиками пальцев по обручу, «наговаривая»: «Тук-тук, тук-тук, тук-тук ...» сначала шепотом, потом голосом с постепенным усилением. Продолжая стучать по обручу, пальцы постепенно переходят на ковер и, отступив немного от обруча, стучат по ковру, заканчивая довольно сильным, уверенным ударом о ковер.

Голос — соответственно ударам — из шепота и звучания в низком регистре переходит в высокий регистр и заканчивается восклицанием: «Тук!».

Теперь, словно санки, которые скатываются с горки (у каждого могут быть свои ассоциации), ладошки скользят к обручу и, замедляя, застывают на нём. Голос, соответственно, из высокого регистра переходит в низкий до шёпота. Упражнение повторяется, но теперь удары ладошек достигают живота, голос повышается ещё больше и заканчивается возгласом: «Бум!».

«Санки» скользят вниз с уже более высокой горки. Упражнение повторяется вновь. Удары ладошек и звуки голоса достигают новой вершины — ложатся на плечи: «Оп!».

И опять съезжают вниз до обруча. Дальше следует достичь ещё большей вершины — пальчики ложатся на голову: «Оп!» — и вниз.

Но есть ещё одна, самая высокая вершина: пальчики и звучание голоса высоко поднимаются над головой: «Хлоп!».

И снова — вниз до шёпота и легкого постукиванием по обручу. А свеча потихоньку горит, и взоры детей прикованы к ней.


Начинается второе действие: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».


Шёпот переходит в голос, его звучание усиливается. Пальцы, начиная движение от обруча, постепенно поднимаются все выше и выше, голоса звучат все громче и выше. Наконец, добравшись до самой вершины, ладошки выполняют хлопки, а речь переходит в пение: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».

Дети охотно копируют действия взрослых и уже сами пробуют петь. Но как только взрослые, взявшись за руки и слегка раскачиваясь, начали петь в два раза медленнее, протяжно, дети тут же замолкают и напряжённо вслушиваются в их пение. Оно им незнакомо, непонятно.

Что можно ожидать от такого пения взрослых? Нужно плакать или смеяться? Несмотря на то, что они непосредственно участвовали в этом действе и даже напевали вместе с взрослыми, в результате они открыли новое, о котором знают родители, но не знают они. Взрослые не плачут и не смеются, а чем-то заняты — и заняты чем-то очень хорошим, красивым, пока для ребёнка недоступным.

Но вот родители захлопали в ладоши и запели опять быстро, потом перешли на знакомое: «Тук-тук, тук-тук...», и дети вновь включаются в равноправные совместные действия со взрослыми.

О СРЕДСТВАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В этой учебной ситуации можно выделить то, что относится к музыке, к средствам музыкальной выразительности:

Если всё действие записать нотами, то может получиться построение, которое можно определить как музыкальную композицию. Эту композицию удерживает ведущий — учитель.

Всем же остальным — особенно детям — может показаться, что всё это они сделали сами. Вот эта сопричастность детей и их родителей к построению музыкальной композиции и является условием порождения у них музыкального чувства — пока только как модель, но эта модель работает в настоящих музыкальных произведениях.

А пока мы заняты освоением речевых звуков, правильным их произнесением, учимся управлять своим языком, губами, учимся разнообразным вдохам и выдохам.

Учимся правильно брать в руки музыкальные инструменты (с настоящим, хорошим музыкальным звуком) и манипулировать ими: выполнять щипок и арпеджио на струнных инструментах, разнообразно стучать на барабанах, по-разному дуть в блокфлейты, извлекать звуки на орф-инструментах и т.д. И всё это на основе целостных композиционных построений, которые удерживают взрослые, обеспечивая зону ближайшего развития своим малышам.

Лев Виноградов

*статья предоставлена агенством образовательного сотрудничества  www.setilab.ru
Hosted by uCoz