ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА НА ОСНОВЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ
(урок первый из работы «Первые 5 уроков»)
Музыкальные занятия в детском саду и школе должны проходить в форме музицирования — свободного времяпровождения. Свободного — для учеников; для учителя же это — настоящий урок. Именно в ключе музицирования, а не учения нужно организовывать уроки музыки. Учение же опосредованно, незаметно для учеников, присутствует на уроке.
На занятии комплексно, в процессе музицирования, решается множество задач по освоению музыки. Очень важно получить удовольствие от средств музыкальной выразительности, от общения на основе этих выразительных средств.
План урока 1
- Запечатление.
- Организация совместных действий:
- стереть с доски,
- положить на стулья учебник, рабочую тетрадь, карандаш и ластик,
- развернуть ковер.
- Шаг, бег, подскоки.
- Организация большого круга. Ритмизация текста.
- Знакомство. Упражнение с мячом.
- Пение. «Ёжик и бычок». Текст-ритм.
- «До свидания».
1. ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ
Первая встреча в музыкальном классе — важная встреча. Она определяет возникающие отношения практически на все школьные годы и становится ориентиром на всю жизнь.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Поэтому, для того, чтобы стать хозяевами класса, находиться в нем как «у себя дома», дети вместе с учителем могут «привести помещение в порядок»: расставить стулья, музыкальные инструменты, вытереть учебную доску, положить на стулья учебник, рабочую тетрадь, карандаш и ластик, развернуть ковёр.С разворота ковра и начинается урок.
«Аuf» — вступление. Упражнения с ковром.
Детям предстоит развернуть ковер во всю комнату.
Чтобы начать действовать одновременно всем вместе, им нужно подать условный сигнал. Музыканты организуют свои совместные действия при помощи так называемого «вступления» или «auf». Жест «auf» выполняется дирижёром. Легкий взмах руки — и оркестр звучит. На уроке музыке это весьма сложное движение можно заменить возгласом — «И-и». Сначала auf — сигнал для совместных действий, выполняет учитель, но при выполнении очередного разворота ковра сигнал для совместных действий может попробовать выполнить ребёнок-ведущий, который занимает место учителя и принимает на себя его функции. Он командует — «И-и».
При выполнении разнообразных движений на ковре неукоснительно выполняется установка: за ковёр не заступать! Для того, кто выходит за пределы ковра, урок прекращается. Но, немного отдохнув и «придя в себя», ребёнок решает сам, когда он может вернуться на ковёр и продолжить занятие.
1. Выстроившись с одной стороны ковра, ученики опускают руки под рулон, пальцами вниз и ладошками к ковру. Учитель (а потом и ученик-ведущий) располагается напротив группы. «И-и» — командует ведущий, и все дети выполняют один разворот ковра. Выполнив первый разворот, учитель с детьми обсуждает совершённое действие:
- Все ли правильно расположили свои ладошки?
- Все ли посмотрели на учителя (ведущего)?
- Все ли одновременно (по команде — «И-и») начали разворот ковра?
- Действительно ли был выполнен один разворот, и не больше?
По команде ведущего дети выполняют второй разворот ковра и опять обсуждают свои действия.
2. По жесту учителя дети одновременно командуют сами себе «И-и» и выполняют очередной разворот.
3. Выполнить сигнал для очередного разворота ковра может попробовать один ребёнок — ведущий. Он занимает место учителя, принимая на себя его функции.
Вопросы, которые полезно задать себе:
- что делает каждый ученик в общем процессе?
- что делает ученик за ковром?
3. «ШАГ, БЕГ, ПОДСКОКИ»
Шаг, бег, подскоки — это исходные формы движения и первые условия для организации музыкального квадрата.
Шаги можно выполнить под удары в ручной барабан:
! ! ! ! ! ! ! ! . . .
Шаги могут быть разными: уверенными, тяжёлыми, неслышимыми, крадущимися, скользящими, вязкими (словно месишь глину) или шлёпающими по лужам так, чтобы брызги летели в разные стороны.
Бег можно выполнять под удары по деревянной коробочке (блоктроммелю) или деревянной ложке:
! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! . . .
Подскоки лучше выполнять не быстро, чтобы получилось полётное движение:
!. ! !. ! !. ! !. ! . . .
Шаг, бег и подскоки выполняются с внезапными остановками (по правилам игры в «Замри!»).
4. ОРГАНИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО КРУГА. РИТМИЗАЦИЯ ТЕКСТА.
Задание связано с развитием воображения.
Ведущий — учитель.
Дети учатся самостоятельно организовывать большой круг («Пузырь» или «Мыльный пузырь»). Построение круга осуществляется на основе представления, как выдувается настоящий мыльный пузырь. Процесс выдувания мыльного пузыря разбирается поэтапно:
- сначала появляется мыльная капля;
- затем появляется маленький пузырь, который постепенно увеличивается;
- достигнув максимальной величины, мыльный пузырь лопается.
Обращаем внимание на то, как выдувается пузырь: резким выдохом или осторожно, бережно. Выполняем выдувание воображаемого мыльного пузыря (пантомима). Рисуем (графически!) «мыльный пузырь», как он появляется и как увеличивается в размере. После чего начинается игра в «Мыльный пузырь».
Все дети собираются в тесную группу вокруг ученика-ведущего, который выступает в виде мыльной капли, из которой должен получиться большой мыльный пузырь — большой круг. Протянув ладошки к ведущему, и касаясь ребром ладошки ребра ладошки соседа, ритмично произносится текст; сначала шёпотом, потом вполголоса, с постепенным усилением его звучания:
Ритмичное произнесение текста осуществляется одновременно с движением; дети, касаясь ребром ладошки ладошки соседа, постепенно расходятся в разные стороны, образуя большой круг. Громко произнося: «И... лопнул!», дети, легко взмахнув ладошками вверх, плавно опускают руки. Затем проверяют, правильно ли выполнен большой круг — вытягивают ладошки в стороны и касаются ладошек рядом стоящих. В дальнейшем дети всегда будут выполнять этот приём — касаться ладонью ладоней соседей, стоящих по обе стороны от него.5. МЯЧ-ЗНАКОМСТВО («Хочу узнать твоё имя»)
Прежде, чем приступить к выполнению упражнения, следует проверить, красиво ли выстроен большой круг (вытянуть руки в стороны, коснуться ладошками) и сесть на колени.Ребёнок, глядя в глаза сидящему через круг от него партнёру и улыбнувшись ему, посылает (катит) мяч в его сторону с целью узнать его имя. Партнер, получив мяч, четко (ритмично) и ясно называет своё имя. Затем все повторяется (прием «эхо»). Выбор партнёра произвольный, мяч не посылается только соседу.
Дети контролируют выполнение своих действий:
- посмотрел ли ученик с мячом в глаза партнёру;
- улыбнулся ли и получил в ответ взгляд и улыбку;
- насколько четко и ясно было произнесено своё имя.
Не учитель контролирует действия детей, а сами дети учатся контролировать свои действия.
6. ПЕНИЕ. «ЁЖИК И БЫЧОК». ТЕКСТ-РИТМ
Ёжик и бычок.
Встре-тил ё-жи-ка бы-чок и лиз-нул е-го в бо-чок.
И лиз-нув е-го в бо-чок, у-ко-лол свой я-зы-чок!
С голоса учителя дети разучивают песенку приёмом «эхо». Выяснив, как ходит бычок (1 1 1 1 ...) и как ходит ёжик (1 1 1 1 ...), дети распределяют инструменты. Один играет на ручном барабане, дети ходят «как бычок» и поют песенку. Другой играет на блоктроммеле. Дети поют и ходят «как ёжик».
7. ЗДРАВСТВУЙ И ДО СВИДАНИЯ
При встрече дети, входя в класс, клали свои ладошки на ладони учителя.
Урок закончился, и учитель обращается вытянутыми вперед ладонями отдельно к каждому ученику. Каждый ученик подходит к учителю и дотрагивается до ладоней учителя.
При этом у ребёнка исчезает чувство тревожности, появляется доверительность, возникает новое чувство — мягкости и бережности. Для детей этого возраста необходим непосредственный контакт с учителем. Во время урока учитель может упустить из виду и не пообщаться с тем или иным учеником. Чтобы этого не произошло и выполняется ритуал прощания.
Это чувство потом дети перенесут в отношения между собой.