От 3-х до 6 лет.

Возраст игры

К трём годам у ребёнка развёртывается определённый тип игрового взаимодействия, при котором дети влияют на действия друг друга, осуществляют элементарный контроль над действиями сверстника. Игра осуществляется в ритмическом, слаженном и контролируемом повторении партнёрами своих действий и может основываться на самом разном содержании — движениях, действиях с предметами, речевых обменах.

Ребёнок получил свисток и просто ради своего удовольствия в него свистит. Это — первый этап в его развитии. Теперь можно манипуляции со свистком вывести на более содержательный уровень.

- Ты был во дворе? — спрашивает родитель.

- Да — отвечает малыш, но не вербально, а с помощью свистульки.

- Видел там нашу кошку? — снова задает вопрос родитель.

- Нет — свистит малыш и отрицательно качает головой.

Игровое взаимодействие как одна из начальных форм совместной деятельности детей является фундаментом для последующего овладения более сложными игровыми формами — такими, как сюжетно-ролевая игра и игра с правилами.

С трёх лет родитель может поручить воспитание своего ребёнка чужому взрослому (воспитателю), будучи уверенным, что его малыш способен учиться и развиваться «самостоятельно» — с воспитателем и вместе с другими малышами.

В три года ребёнок отделяет себя от родителей и всё хочет делать; даже то, что ему просто не по силам. И для того, чтобы всё же выполнить задуманное, он обращается к игровым действиям, которые позволяют ему заменить реальный предмет на воображаемый. Простой листочек бумаги или палочка становится символом реального предмета — трамваем, трамвайным билетом или денежной купюрой, а ваза может превратиться в продавщицу мороженого. И ребёнок сам начинает организовывать те ситуации, которые он подсмотрел в жизни. Играть ему нравится, положительные эмоции, которые при этом возникают, усиливают восприятие, желание что-то делать, влияют на его воображение.

Воображение и опыты

Жизнь ребёнка до трёх лет является периодом приобретения необходимого опыта, благодаря которому развивается воображение, как основа творчества, созидания нового. Всё, что создано людьми, является продуктом человеческого воображения. В основе воображения или фантазии лежит творчество. Л. С. Выготский говорил, что в нашей окружающей действительности творчество есть необходимое условие существования.

Воображение может проявляться и у отдельной личности, и коллективно. Коллективное творчество — основная форма творческой деятельности человека. В нём объединяются крупицы индивидуального творчества.

Развитие воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия предыдущего опыта. Этот опыт представляет тот необходимый материал, из которого строится воображение. На протяжении всего периода развития ребёнка этот опыт расширяется, и, таким образом, создаются достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Материал для воображения может быть самым разнообразным, к примеру, наблюдения ребёнка за ёжиком, бычком, поросёнком, курочкой и цыплятами. Наблюдения можно обговаривать. Как они ходят, потягиваются, клюют, какие следы остаются от лапок и т.д. Как ходит лошадь, как звенят бубенцы, как ходят одновременно лошадь и извозчик и т.д.

Как держать стакан, ложку. Как резать хлеб, намазывать на хлеб масло. Как пить чай, чистить зубы, умываться, намыливать руки, вытираться полотенцем и многое другое.

В деревне ребёнок может увидеть и сам испробовать, как пилить и рубить дрова, красить забор, забивать гвозди, завинчивать и отвинчивать шурупы, завинчивать и отвинчивать лампочку из патрона, манипулировать лопатой (копать), поливать из лейки и полоть.

Кидать и ловить разновеликие мячи. Научиться играть в «Вышибалу». Ходить по лужам (с брызгами), месить ногами глину. Научиться выдувать мыльный пузырь при помощи туго свёрнутой бумажной трубочки. Наблюдать, как появляется мыльная капля, маленький пузырь, который постепенно увеличивается, как летает, как опускается на ковёр и прыгает на ковре, как лопается.

Самому посадить зерно и наблюдать, как оно растёт.

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, попробовал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем полноценней и разнообразней работает его воображение.

И реализует он этот опыт в своих играх.

От взрослых зависит, насколько этот опыт у ребёнка будет богат и содержателен и, значит, принят им с удовольствием. И, когда ребёнок сообщает родителям, что за дверью прячется волк, то это — правда. Потому что работает воображение. Маме нужно поверить в то, что представляется её ребёнку, и радоваться — у ребёнка хорошо развивается воображение, без которого ему будет трудно общаться с другими детьми, будет трудно учиться в школе, стать творческой личностью.

Как проводить занятия

После трёх лет дети пытаются использовать музыкальные инструменты в условиях ролевых игр. И воображение здесь работает в полную мощь. Звуки бубенцов напоминают им лошадку, которая бежит; звуки деревянной коробочки (блоктроммеля) определяются как стук копыт, пластмассовые яички с насыпанным в них песком (маракасы) напоминают телегу, а реко-реко (рубель) ассоциируется с равномерно скрипящим колесом.

Равномерное включение этих инструментов представляет детям лошадку, которая везет телегу со скрипящим колесом. А в результате полученного аккомпанемента на этих инструментах получается песенка про лошадку.

Знакомое детям стихотворение «Вышла курочка гулять», озвученное ударными музыкальными инструментами, превращается в развернутую музыкальную композицию, где дети поют и сами себе аккомпанируют.

Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. Поэтому игры с музыкой в дошкольном возрасте являются главным условием развития воображения. Музыкальные звуки, воспроизводимые самими детьми, песни или пьесы воспринимаются ребёнком в виде сигналов в игровых ситуациях. Их комбинирование становится основной действия воображения.

В этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в своём основном значении. Они нужны прежде всего не для игры, а для общения с детьми и взрослыми.

Но не только музыкальные инструменты мы используем на музыкальных занятиях.

«Инструменты» для общения


Ковёр

Двухлетний ребёнок сначала смотрит не предмет с точки зрения его утилитарного назначения и только впоследствии становится в своём отношении к нему на эстетическую точку зрения. Упражнения с ковром и на ковре на первый взгляд несопоставимы с эстетикой. Но это только на первый взгляд.

Желательно, чтобы ковёр был не искусственный, а естественный. Его площадь должна соответствовать количеству детей. Определить это могут сами дети; кружась и расставив руки в стороны, они находят свободное для себя место.

С родителями работать на ковре сложнее — для них на ковре не должно быть места. Их особая роль сводится к тому, чтобы «отсутствуя — присутствовать», обеспечивать комфортные условия для работы детей. Например, если ребёнку нужно упасть на ковёр и медленно поднимать ноги, то родитель только делает вид, что падает (выполняет заразительное движение), подстраховывая ребёнка, помогая ему выполнять необходимые движения.

Ковёр — это площадь, на территории которой ребёнок свободен для выполнения всех своих телодвижений. В дальнейшем ковёр становится территорией его мыследеятельности. На ковре ребёнок будет учиться видеть самого себя, решать учебные задачи, переносить решения сначала на учебную доску, потом на листок бумаги. Учебная задача при этих перемещениях, оставаясь прежней, приобретает новые формы выражения: тело — графическое изображение — знак.

Для ребёнка выйти с территории ковра — значит, прекратить решение задачи, а с этим исчезает и мыследеятельность. И ковёр, таким образом, теряет свою учебную, а с ним и эстетическую функцию.


Мяч

Мяч тоже несёт в себе нечто эстетическое. Он круглый, а круг ещё в древние времена воспринимался людьми по-особому. Мяч нужен детям для организации совместных действий, манипуляций с ним (передавать друг другу, разными способами кидать друг другу, ударять об пол и ловить, манипулировать ногами и т.д.).

Мяч поможет выделить главную особенность музыки — непрерывность. Под музыкальный аккомпанемент дети будут выполнять с ним разные музыкальные упражнения.

В дальнейшем мяч станет символом нотной головки.


Гимнастические палки

Нужны для организации совместных действий, разнообразных совместных и индивидуальных манипуляций, организации круга. Музыка — временное искусство, для которого характерна непрерывность. Движение палок по кругу помогает ребёнку при помощи совместных действий организовать непрерывное движение и, тем самым, непосредственно почувствовать непрерывность, выдержать то напряжение, которое при этом получается.

В дальнейшем палка станет символом нотного штиля.


Прыгалки

Верёвка для больших прыгалок (метров 6-8) помогает ребёнку организовать своё тело, стать ловким, смелым, способным к сложным совместным действиям, испытать свою волю и сильные чувства, принять чужое движение как своё. Крутящиеся большие прыгалки обладают какой-то завораживающей силой, вынуждающей малыша делать то, что ему кажется невозможным. Верёвка крутится по-своему, она «не реагирует» на переживания ребёнка. Ребёнок, чтобы выполнить прыжки, должен «отказаться от себя», т.е. принять на себя, вписаться в её движение. Непрерывное движение верёвки вызывает у ребёнка страх. Но у него есть страстное желание выполнить упражнение и он всеми силами стремится его преодолеть.

Научиться прыгать на больших прыгалках можно и на уроках физкультуры. В нашем случае большие прыгалки решают некоторые фундаментальные музыкальные задачи, о которых можно будет говорить, когда дети подрастут.

Ковёр, мяч, гимнастические палки и прыгалки, помимо чисто дидактических функций, являются для ребёнка условием налаживания общения.

Обнаружение чувств

Детство — время в жизни человека, когда он счастлив и не задумывается об этом. Чувствовать себя счастливым — главное в жизни ребёнка.

Но к шести годам происходит важное изменение. Ребёнок начинает осознавать свои чувства. Это значит, что он как бы рассматривает свои чувства со стороны, как не свои. Преобразование неосознанных эмоций в осознанные оказалось возможным благодаря постоянно развивающемуся воображению. Используя воображение и способности ребёнка осознавать свои чувства, учитель может задать такие условия, при которых ребёнок сможет «отделить» это чувство от себя и «передать» его другому предмету (не человеку, а именно неодушевленному предмету). И тогда учитель может спросить ребёнка: «А как чувствует себя этот предмет?» И ребёнок начинает наблюдать за развитием этого, уже не своего, чувства.

Если это связано, например, с музыкой, то можно говорить о развитии эстетической эмоции. Потому что эмоции теперь преобразуются в новое качество, начинают носить творческий характер, а воображение перерастает в фантазию. Это переход наблюдается при смене ведущей деятельности с игровой на учебную.

 

Лев Виноградов

*статья предоставлена агенством образовательного сотрудничества  www.setilab.ru
Hosted by uCoz