ВООБРАЖЕНИЕ ДАРИТ СВОБОДУ
Движение к творчеству начинается с развития у ребенка воображения. Но именно воображение меньше всего ценится в нашем сознании.
Искусство возникло в истории цивилизации для того, чтобы развивать и поддерживать фундаментальную, основополагающую способность человека к воображению.
Любая проблемная ситуация требует такого способа действия, такого решения, которого человек в прежнем опыте не имел. Вот тут-то и необходимо воображение.
Человек без воображения — исполнитель.
В жизни он предназначен не для того, чтобы руководить, а для того, чтобы им руководили. Такой человек не может работать творчески, потому что он действует согласно инструкции, руководствуясь штампованными правилами. Он предпочитает пользоваться «чужими мыслями» или чужим мнением, поэтому ему нужно много запомнить. Чужое мнение становится его мнением. Он легко ориентируется в знакомых ситуациях и теряется в нестандартных. Его удивляет нестандартное решение другого человека, и он предпочитает сотрудничать с ним, но в качестве ведомого, а не ведущего. У него нет, как говорят, «творческой жилки». Такой человек понимаем, его действия и поступки предугадываемы.Напротив, человек с развитым воображением — это творческий человек. Его предназначение в обществе — быть руководителем, предлагать новое, решать нестандартные задачи. Он не может быть исполнителем.
Значит, если воображение эстетически развито, то оно лежит в фундаменте всех механизмов человеческой психики (способностей). В этом смысле оно незаменимо и уникально.
Воображение возникает у человека очень рано, элементарные его формы проявляются еще до начала речи. В этот момент, порой в совершенно неожиданных проявлениях, в жизнь ребенка и входит искусство: в бабушкиных рассказах и песенках, пританцовываниях, сказках... Дети буквально требуют от взрослых сказок, необязательно литературного происхождения, а сочиняемых тут же, сейчас, в данную минуту. Они «требуют» от взрослого способности к творчеству. У одних взрослых это получается легко, и они делают это с удовольствием, для других это мука, от которой они «спасаются» тем, что включают телевизор, магнитофон или ведут ребенка на занятия к «специалисту». И если сейчас я встречаю такого родителя, я ставлю «психологический диагноз»: либо у него были родители со слабо развитым воображением, либо он в детстве мало играл. Сегодня дети плохо и редко играют и это, прежде всего, отражается на развитии у них воображения.
По настоящему овладеть музыкой можно только тогда, когда человек сам хотя бы пытается петь, играть на музыкальном инструменте. Чаще всего ребенку предлагают инструмент и учат играть на нем на основе своих представлений. Самодеятельность в самом широком смысле слова, самостоятельность практически отсутствует в обучении.
С воображением дела обстоят из рук вон плохо, это особенно заметно в старших классах школы.
Загадочность воображения в том, что оно оказывается не только ключом к миру чувственной красоты, но и мостиком к развитию интеллекта, открывает путь к овладению культурой мышления. В той или иной степени «сила воображения» есть у каждого нормального человека. Но если не развивать ее, она просто глохнет.
Воображение дарит способность увидеть мир, вещь, человека глазами другого, способность сочувствовать и сопереживать.
Детей, предрасположенных к переживанию за другого, значительно больше, чем «непереживающих». Однако сегодня число непереживающих увеличилось.
«Я, — говорит мама, — безумно люблю своего малыша! Сегодня выпорола его крапивой».
Малышу полтора года.
Нравственность?
А как сегодня преподается музыка? Чаще всего программы исходят из того, что музыка отображает, что изображает и что означает. И вовсе не затрагивают того, какое переживание человек испытывает по отношению к социальной действительности, к миру.
В музыке существует особый момент воображения — то, что позволяет мне встать в позицию какого-нибудь персонажа, автора, прожить и пережить вместе с ним нравственный конфликт. Тут-то и происходит расширение человеческого опыта, создается возможность творить себя. Именно эта уникальная возможность задана в искусстве.
Дефицит нравственного начала и пренебрежение серьезным искусством — две стороны одной медали. Музыка, прежде всего, связана с нравственными проблемами.
Искусство должно оставаться искусством.
Музыка должна оставаться музыкой — искусством наслаждения. Наслаждение — это не потребление, а особое состояние души из области прекрасного. Разве не преступно лишать человека этого источника или усушать его? Получение высокого наслаждения — это не просто субъективное переживание, это тоже путь к творчеству. Не умеющий наслаждаться человек скучен.
Когда ребенок сам, по своей воле, играет и поет, он искренне наслаждается самим процессом — как делал это Моцарт! В школе на уроках музыки это наслаждение у подавляющего большинства пропадает. Что интереснее: говорить на уроке о музыке или же наслаждаться музыкой, которую ты делаешь сам? Плохо поставленное музыкальное воспитание и плохая музыка наслаждения не дают и, следовательно, ничего не могут дать для нравственного развития.
Сегодня взрослые, а за ними и дети предпочитают больше доверять разуму, чем чувству. Уроки музыки повторяют в худшем варианте дидактическую схему уроков химии. Беда музыкального предмета в том, что его постоянно варьируют, уточняют содержание, но не подвергают сомнению его устоявшиеся изначальные идеи и формы. И если невозможно переосмыслить, критически отнестись к его исходным формам, то можно воспользоваться альтернативным опытом обучения детей музыке, чтобы у учителя был выбор.
Учитель после училища или института — меньше всего учитель, владеющий искусством педагогики, и еще меньше он компетентен в области возрастной психологии. А на практических занятиях его знания и музыкальные способности не пополняются и не развиваются, а, скорее всего, постепенно угасают.
Не в том беда, чтобы признать: этого мы еще не знаем. А в том, чтобы сделать вид, что нам все хорошо известно и понятно.
То, что эстетическое воспитание в школе часто теряет свою действенность, связано с тем, что мы до конца так и не поняли, в чем же секрет искусства.
В министерствах ориентируются на среднего (и ниже среднего), малообразованного учителя музыки, для него создают новые учебники и новые методики. Учитель рассматривается как некое устройство для трансляции чужих мыслей, он превращается в чиновника, передающего чиновничьи же мысли, не имеющего права иметь собственных.
Однако упреки в адрес учителя музыки несправедливы. Как он может воспитывать, когда ему разогнуться некогда из-за тысячи обязанностей: торжественные акты, концерты, олимпиады, хоровые репетиции. А он на всю школу ОДИН! И нет главного: уважения, социального признания. На учителя музыки, который проработал в школе 18 лет, смотрят как на экспонат. Им восхищаются и одновременно жалеют.
Сейчас государство оплачивает один час музыки в неделю.
Если музыкальные занятия имеют столь незначительный статус, то почему бы не отдать решение проблемы эстетического воспитания школьников творческим союзам и общественным организациям? Эстетическое воспитание можно осуществлять вне школы. А в школе останется все, как было. Освободятся часы для математики, исчезнут школьные концерты, праздники, торжественные мероприятия и многое другое. Ведь есть школы, которые обходятся без музыкальных занятий, и особой нужды в них не ощущают. Выпускники этих школ успешно поступают в институты. А дальше? Кто наблюдал, как сложилась их жизнь, в чем они нуждаются, чего им не хватает...
Я имею дело с этими выпускниками: молодые родители, посещающие мои занятия, чувствуют, что их дети остро нуждаются в искусстве, а сами они оказываются беспомощными. Они занимаются у меня, однако ведь большую часть времени (обычно до исполнения ребёнку 3-х лет) проводят друг с другом. А каково маме и малышу, если вместо колыбельной или сказки она включает телевизор? Она бы и не включала, если бы сама обладала способностью сиюминутно сочинить для дочки сказку или спеть на сон грядущий колыбельную.
Музыка нужна всем, а прежде всего — детям. Это насущнейшая потребность именно наших дней, а не отдаленного будущего.